Изменение цвета в пределах основного сектора называется родственным сочетанием оттенков. Контрастным изменением называется изменение цветовых оттенков противоположных секторов центрального кольца, так, например, красных и зеленых, синих и оранжевых, желтых и фиолетовых. В то же время сочетания приближенных к белому элементов внешнего кольца можно назвать родственными, а отношения светлых тонов наружного и темных тонов внутреннего кольца – контрастными. Производство блистерной упаковки также должно это учитывать.
Максимального же контраста соотношений добиваются усилением контраста по цветовому тону светлотным контрастом. Необходимо заметить, что контраст становится более сильным при расположении цветов на границе и смягчается при введении между цветами белого или серого тона. У нас можно заказать упаковку для товара с учетом этой информации.
Слишком малое единство приводит к хаосу, а слишком малое разнообразие к монотонности. Если цвета дают дисгармоничное сочетание, их можно объединить, добавив к ним нейтральный серый цвет или разбелить, приблизив их к соизмеримой светлоте. Фирменная картонная упаковка для кружек с печатью – отличный тому пример.
Величина и форма цветовых пятен зависит от характера выбранной формы. Например, параллелепипед легче деформировать пятнами, повторяющими очертания его ребер или диагоналей. Другим примером деформации формы может служить военный камуфляж. Чрезмерно мелкие пятна могут воспроизвести эффект фактуры или текстуры без разрушения объема.
Отношение человека к цвету закрепилось в цветовой классификации. Различают «теплые» и «холодные» цвета. К «теплым» относятся красные, оранжевые и желтые цвета, ассоциирующиеся со светом солнца и пламенем огня. К «холодным» – цветам относятся синие, голубые и сине-зеленые, ассоциирующиеся со льдом, водой и небом.
Пространственные свойства цвета находятся в зависимости от восприятия воздушной перспективы: яркие, теплые и контрастные сочетания характерны для ближнего плана, холодные – для дальних планов. В реальных условиях, с удалением, контрастные отношения смягчаются, темные цвета высветляются, яркие цвета теряют насыщенность.
На выбор цветового решения существенное влияние оказывает вид объекта. Монолитные формы чаще всего предполагают монохромную окраску или полихромную с нюансной величиной контраста по цветовому фону, светлоте, контрасту очертаний цветовых пятен.